Дарить ребёнку подарки – это удовольствие для мамы и папы и польза для малыша. В четыре года ребёнок уже понимает, что бывают праздники, когда ему что-то дарят, и начинать ждать сюрприз вполне осознанно. Тем приятнее получить небольшой презент «просто так» как в старом добром мультике. Кстати, обязательно покажите ребёнку этот мультфильм. Очень добрый и учит дарить радость другим просто так. Ну, и конечно, подавайте пример!

Ситуация. Хочу собаку, как у Саши, или хотя бы котика.

Да, именно в четыре года возникает обычно такое желание. Связанно это и с примерами, которые ребёнок видит: у многих друзей и взрослых знакомых есть домашние животные. Кроме того, появляется желание иметь друга и «живую игрушку», которую не нужно постоянно озвучивать и двигать, которая будет двигаться сама, реагировать на тебя и общаться с тобой. А ещё будет тёплой и пушистой. Ну, и конечно, появляются первые ростки желания заботиться о ком-то, кто меньше тебя, чтобы почувствовать себя большим и взрослым.

Решаем задачу

Не всегда есть возможность купить живого питомца. У ребёнка (или родителей) может быть аллергия, семья может часто уезжать куда-то, да просто у мамы может не быть ресурса на уход за ещё одним подопечным, ведь когда хозяину всего 4 года, все эти хлопоты лягут на плечи родителей. А хлопот будет немало. Животное нужно кормить, лечить, обучать, воспитывать, гулять, убирать за ним, развлекать – это ещё один ребёнок, если подходить к делу ответственно. Да и ответственное это решение, взятого щенка не улицу не выкинешь, это не игрушка.

Но просто отказать ребёнку – плохая идея. Лучше предложить ему другой вариант – интерактивный питомец! Выглядит как настоящий, двигается, играет, реагирует, разговаривает как живой. Вот только его после игры можно просто поставить на полку. Идеальный вариант для четырёхлетки!

Осталось выбрать того, кого больше хочется: собачку, птичку, кошечку или даже… робота! А почему бы и нет – современный питомец и друг.

Необычный способ вручения. Победа над кощеем!

Немного поиграем, и роль злодея достанется скорее всего папе. А отважным победителем будет сынок или даже дочка. А уж вместе они справятся наверняка! Условия задачи – злой кощей (волк, паук, любой другой злодей, знакомый детям) закрыл в клетке собачку (или кого вы там купили) и не выпускает. Есть только один способ его победить – забросать снегом, чтобы его сердце растаяло, и он подобрел!

Снег приготовьте заранее. Старые белые простыни или наволочки отлично подойдут – нужно наполнить их любым мягким содержимым: одеждой, тряпками, старыми подушками. На двух детей хватит 3-4 снежных кома. Включаем музыку, забрасываем волка, который активно отбивается, выбрасывая снег обратно. И наконец, добреет и выпускает зверюшку на свободу к будущим хозяевам.

Ситуация. Почему да почему. Малыш стал настоящим почемучкой!

В 4 года наступает такое время, когда у родителей рот буквально не закрывается целый день, отвечая на вопросы. Конечно, это хорошо, ребёнок растёт и развивается. Но и маме с папой хочется немного отдохнуть. Чтобы насытить жажду познания юного исследователя и родители могли заняться своими делами, нужно научить его самообучаться. Как?

Решаем задачу

Нам помогут умные игрушки для самостоятельных занятий. Это любые озвученные варианты, игры для исследования окружающего мира. Идея в том, что ребёнок нажимает на кнопку и слушает об одном и том же хоть миллион раз подряд. И главное всё довольны, никто не раздражается. Идеальны в этом случае озвученные плакаты, необычные книжки, которые интересно разглядывать: звуковые книжки, книжки-панорамки, книжки-пазлы, конструкторы, микроскопы.

Необычный способ вручения. Волшебная шкатулочка с номерками.

Итак, вы закупили все эти сокровища. Ни в коем случае не отдавайте их сразу ребёнку, они наскучат ему за пару дней и он снова потребует вашего общества. Делаем так. Храните все эти обучалки в недоступном ребёнку месте. При этом каждую из них отметьте номером. Теперь на листах картона напишите эти номера и положите в вашу волшебную шкатулку.

Как только ребёнок захочет позаниматься самостоятельно, он может попросить у вас шкатулку или вы предложите ему сами вытащить какой-то номерок. Закрываем глазки и тянем номер. Малыш должен сам назвать цифру, если уже их знает. Итак, номер 3 – смотрим, что у нас под номером три и вручаем на какое-то время. Смотрите, как интерес начнёт угасать, то убирайте игру обратно. Так у вас всегда будет немного волшебства и свободного времени!

Ситуация. Проблема в садике. Не сидит на занятиях, крутится и вертится.

Вы, конечно, и так знаете, что ваш наследник не совсем усидчивый, ему бы только бегать да прыгать. Вот это он любит готов делать целыми днями. Да и раньше это как-то не беспокоило особо, ну активный малыш, да школы далеко ещё, успеет вырасти. И в прошлом году в садике занятия были совсем короткими, а многие проходили в активном движении, так что всё было в порядке. И вдруг детей начали потихоньку готовить к школе. Да это всего лишь лепка или рисование, но уже нужно сидеть 15-20 минут подряд и не тогда, когда тебе этого хочется. А значит уметь подчинять свои желания необходимости и требованиям воспитателя.

  • это совсем непросто непоседе.

Решаем задачу

Не будем ругать неусидчивого ребёнка, а поможем ему научиться высиживать всё занятие. Для этого нам понадобится игровой стол и стульчик. Если столика для занятий до сих пор в детской комнате нет, значит пора купить такой предмет мебели. И не просто купить, а торжественно вручить! Сообщить малышу, что он теперь подрос и значит сможет заниматься каждый день своими заданиями.

Кроме столика нам понадобится интересная книга с заданиями. Идеальны в этом возрасте книжки с наклейками. И…песочные часы! Они помогут видеть, сколько времени ещё нужно сидеть и заниматься. Проводите всего по одному такому занятию, но каждый день. Пусть вначале это будет всего 3-5 минут, но если ваш ученик справился и терпеливо высидел – обязательно похвалите.

Необычный способ вручения. Угадайка!

Поставим стол в комнате и накроем его покрывалом так, чтобы совсем не было видно. Предложите ребёнку угадать, что это такое появилось у него в комнате! Если сразу не догадается, начинайте понемногу открывать, чтобы были видны части столика.

Как только малыш догадается, расскажите, что это ЛИЧНЫЙ СТОЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ. Предложите сразу провести первый урок за новым столиком! Выдайте книжку, дайте самое простое задание и объясните, что его нужно сделать, пока сыпется песок в часиках.

В конце занятия поговорите с ребёнком от имени столика (в 4 года все вещи вокруг – живые!): «О, мне понравилось, как ты занимался. Пожалуй, останусь с тобой. У меня для тебя ещё много интересных заданий, но о них ты узнаешь завтра».

Ситуация. Мама, хочу, как Свинка Пеппа, попрыгать по лужам!

Действительно в мультике, который очень любят четырёхлетние девочки (и многие мальчики тоже), Пеппа и Джордж так забавно и заразительно прыгают по лужам, что ребёнку тоже обязательно захочется. Да что там мультик, достаточно увидеть эти соблазнительные лужа – как забываешь обо всём на свете! И понять ребёнка несложно, ведь когда-то и для тебя это было весело и интересно.

Запретить? Разрешить? Конечно, да, разрешить, только позаботиться об обмундировании.

Решаем задачу

Нам понадобится одежда попроще, которую не жалко «запрыгать» грязной водой, и, конечно же, резиновые сапожки – главный атрибут этого праздника души и тела! А прыгать действительно полезно – это физическая активность + радость от такой игры = позитивные эмоции и укрепление мышц всего тела. Да ещё это необычно, креативно, развивает воображение и фантазию.

Необычный способ вручения. Урожай сапожек!

Подвесьте каждый сапожок на ниточке, а ребёнку дайте ножницы и скажите, что у нас в квартире выросли как по волшебству сапожки! Ну-ка давай соберём урожай! Ребёнок поймёт, что вы шутите, но собрать урожай не откажется. Пусть срезает нитки и ловит сапожки! Самое время примерять и отправляться на прогулку.

Ситуация. Первый день рождения, которого ребёнок ждёт! Что подарить?

Если ещё в 2 года малыш не совсем понимал, что у него скоро день рождения и ему подарят подарки, и это было скорее неожиданностью, то именно в три года этот личный праздник ждут уже вполне осознанно, понимая, что это значит – ты взрослеешь, становишься старше, тебя все поздравляют и можно получить в подарок что-то очень интересное!

Поэтому взрослым нужно подойти очень ответственно к выбору подарка на 4 года!

Решаем задачу

У девочек и мальчиков в этом возрасте уже очень разные интересы. Как придумать, что дарить? Лучший способ – узнать у самого ребёнка, что бы ему хотелось получить. Но спрашивать пока бесполезно, ответом будет то, что первое пришло в голову, а не то, что действительно очень хочется получить.

Идея: берите ребёнка заранее (за 2-3 недели, чтобы интересы ещё не поменялись, но и сам поход в магазин подзабылся) в магазин игрушек на экскурсию, так и скажите, что идём посмотреть, какие бывают игрушки, как мы ходим в зоопарк, посмотреть на зверей. Такой поход без покупок, что заранее оговорено, кстати, хорошая профилактика истерикам и выпрашиванию во время шоппинга. Обсуждайте игрушки, можете пообщаться с ребёнком от чьего-то имени: «Привет, а я заяц, живу тут н полке, а ты где живёшь?». Вы сразу увидите, возле каких игрушек ребёнок задержался, а от каких его не оторвать.

Вот это и будем дарить. Не важно, что это будет: большая железная дорога или игрушечная посудомоечная машина.

А ещё лучше просто открыть страницы хорошего детского интернет-магазина и показать ребёнку разные игрушки там. Пусть скажет вам, что ему нравится. Тут скандала точно удастся избежать, ведь в 4 года человек уже понимает, что картинка не материализуется никак.

Но вот получить в руки то, что видел на картинке и хотел – это настоящее чудо и праздник!

Необычный способ вручения. Смелые, весёлые и умелые или ключики от волшебного сундучка!

Раз у нас день рождения и малыш уже стал совсем большим, то пусть продемонстрирует все свои умения и сможет добыть 5 волшебных ключей от сундучка с подарком. Сундук появится только тогда, когда все пять волшебных ключей будут у Маши (Саши, Даши). Ключи нужно заранее вырезать из плотного цветного картона или скрутить из пищевой фольги. Теперь разработаем задания. Для каждого ребёнка нужно будет подобрать свои так, чтобы он смог показать себя в лучшем виде. Например, это могут быть: назвать все буквы на плакате, станцевать под музыку. Спеть песню или рассказать стишок, нарисовать картинку, кувыркнуться, сесть на шпагат, слепить снеговика, крокукарекать как настоящий петух, за одну минуту забраться на самый верх спортивной стенки, одеться в нарядную одежду, пока сыпется песок в песочных часах.

Задания можно разделить между взрослыми и у каждого из них будет ключ. После успешного выполнения задания наш герой получает ключ, добавляет его себе в связку. И пересчитывает, есть ли у него уже пять ключиков (или другое количество, заданное вначале – должно быть не мало, но и не много, чтобы не надоело).

Когда все ключи собраны, быстренько ставим подарок за дверь и звоним. Вместе бежим открывать. Обязательно нужно сделать отверстие в коробке (заранее) для ключей. Можно как-то красиво его оформить, чтобы оно стало более заметно. Теперь вставляем по очереди все ключи, и пусть ребёнок проворачивает каждый из них, считая: «Раз, два, три, четыре, пять – коробку можно открывать!»

Ситуация. Пора Святому Николаю подумать, что же положить под подушку?

Традиционно это должны быть сладости, но современные дети обычно немного пресыщены сладкой едой, и возможно радость будет (и польза) намного больше, если сюрприз будет несъедобный. К тому же, сегодня у многих малышей аллергия или другие особенности здоровья, не позволяющие есть много конфет.

Решаем задачу

На самом деле есть много мелочей, которые порадуют ребёнка 4 лет. Пусть это будет маленький пупсик для девочки или небольшая машинка для мальчика. Традиционно, но и Святой Николай – добрая традиция!

Необычный способ вручения. Традиция есть традиция.

В данном случае не будем изобретать велосипед. Ведь традиция прекрасна сама по себе. Вам нужно будет вечером познакомить ребёнка с этим милым праздником. Рассказать, кто такой Николай и почему он дарит подарки ребятам. Подскажите, где искать с утра сюрприз. Радости будет море!

Ситуация. Ребёнок постоянно ссорится с ребятами. Как научиться дружить?

Да, бывают такие мальчики и девочки, которым сложно находить общий язык с ровесниками. Это может происходить из-за особенностей темперамента, из-за того, что ребёнок не привык общаться с одногодками (а ведь взрослые дома всегда шли ему навстречу), или просто не знает, как строить игру без конфликтов.

Решаем задачу

Мама с папой могут помочь. Для этого:

  • Если ребёнок легковозбудимый, стоит уменьшить время общения с детьми и количество друзей, но сделать его более контролируемым. Например, пригласить домой 1-2 ребят из садика, чтобы наладить отношения в спокойной обстановке. Обязательно подготовьте детям интересные сюжетно-ролевые игрушки для совместных игр: куклы, машинки, ролевые наборы.
  • Добавьте в распорядок дня больше активных прогулок (например, на самокате), расслабляющие ванны.
  • Покажите, как нужно вести себя в коллективе. Тут хорошо поможет кукольный театр. Распределите роли и разыграйте с малышом типичные ссоры. Меняйтесь местами. Натренируйте другие реакции.

Необычный способ вручения. Приглашаем на спектакль.

Дарим кукольный театр. Вместо вручения коробки с подарком, пригласите на домашнее представление, которое разыграют при помощи новых кукол взрослые. Для того, чтобы всё было по-настоящему, сделайте из стульев и занавески сцену, включите настольную лампу и выключите свет для создания атмосферы таинственности и правдоподобного театрального действа. Ребёнок первый раз побудет зрителем, а потом с восторгом узнает от героев сказки, что он им так понравился, что они очень хотели бы остаться у него жить. Хочет ли он научиться вместе с ними показывать интересные представления?

Ситуация. Развиваем ответственность.

  • почему бы и нет? Возраст вполне подходящий. Если до сих пор обо всем приходилось помнить маме, то теперь потихоньку уже можно приучать малыша заботиться о своих вещах самостоятельно. Начать, к примеру, с игрушек. Ведь если не развивать ответственность, то она может и не появиться вовсе. Не зря же мы видим вокруг достаточно инфантильных взрослых. Чтобы ребёнок имел активную позицию, мог отвечать за свои поступки и принимать решения, а значит и добиваться целей, достигать успеха в любимых делах, поможем ему сейчас, пока он (или она) ещё совсем кроха.

Решаем задачу

Быть ответственным должно быть интересно! А помощник наш в этом важном деле – собственный рюкзак! Он такой красивый и привлекательный, что в него так и хочется сложить игрушки и другие нужные вещички. Объясните, что такая привилегия – признак взрослости. Теперь в рюкзаке можно носить всё необходимое: игрушки на прогулку, сменную одежду в садик, форму на тренировку, тетрадки на развивающие занятия и так далее. Главное самому складывать свои вещички и помнить о том, что куда нужно взять.

Первое время, конечно, будем помогать, подсказывать и контролировать.

Необычный способ вручения. Вкусный рюкзачок для друзей!

Можно, конечно, и просто отдать рюкзак, но гораздо интересней будет наполнить его сладостями и предложить пойти с обновкой в детский сад (развивающую студию или на тренировку, во двор) для того, чтобы угостить всех, всех, всех! Развиваем умение делиться, чувство доброты и заодно похвастаемся новым приобретением. Конечно, сладости внутри рюкзачка должны быть в кулёчке или упакованные в отдельные пакетики.

Ситуация. Юный художник рисует на стенах. Как быть?

Сын или дочка так полюбили рисовать, что готовы заниматься этим творчеством везде и всегда. «Конечно, это очень полезно и хорошо», - думает мама… До того, как не увидит результат творчества прямо на свеженьких поклеенных обоях в детской комнате или на кухне, да, собственно говоря, следы юного художника можно увидеть по всему дому! Надо как-то решить эту проблему. Но ругать или, тем более, наказывать, конечно, не стоит. Ведь он хотел как лучше – он украсил дом в меру своих возможностей и своего понимания о прекрасном!

Поэтому не будем гасить творческие порывы, но попробуем перенести их на другую территорию.

Решаем задачу

Нам понадобится поверхность, рисовать на которой будет намного привлекательней, чем на стене. И такой поверхностью может стать красивый современный детский мольберт. Во-первых, на нём можно рисовать также стоя, как и на стене (а ведь именно это нравится ребёнку). Во-вторых, рисовать обычно (большая часть мольбертов сегодня двусторонние) можно не только маркерами, но и мелом! А это уже что-то новенькое и заинтересует обязательно.